«Советское фотoискусство 60–70-х»
с 28 мая по 01 августа 2010 года в Центре фотoграфии имени братьев Люмьер (г. Москва) будет проходить выставка«Советское фотoискусство 60–70-х».
Проект «Фото 60–70» из Антологии Русской Фотoграфии ХХ века, представленный Фотoгалереей имени братьев Люмьер в апреле — мае 2008 года в ЦДХ и вызвавший большой резонанс среди профессионалов и любителей советской фотoграфии, показал, насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий — времени, когда репортажная и клубная фотoграфия переживала небывалый расцвет. За четыре года была проделана большая исследовательская работа, результатом которой стала выставка «Советское фотoискусство 60–70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотoмастеров тех лет.
Александр Абаза.
Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода. 1973
Андрей Князев
Зимний вечер с музыкой. 1960-е
Готовя это проект, организаторы выставки выбирали знаковые фотографии, определяющие авторский стиль, художественный почерк каждого фотографа, своеобразные эмблемы своего времени. Это позволяет с уверенностью сказать, что данное собрание будет диктовать стиль фотографических коллекций — музейных или частных, ориентированных на этот период фотоискусства.
На выставке представлено более 350 фотографий 70 авторов — в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: ТАСС, АПН. При выборе авторов организаторы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех.
Владимир Богданов
Не мое собачье дело. 1965
Владимир Лагранж
Вратарь. 1962
Шестидесятые — врeмя надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, — создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это врeмя экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.
Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима», 1965) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.
Иван Луньков
Зима. 1965
Яков Халип
Язык племени Майя разгадан. 1962
Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю. Кривоносов «В северном море». 1964). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках Владимира Богданова «Не мое собачье дело» (1960-е), Игоря Гневашева «Воскресенье» (1965), Дмитрия Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) — гоголевская ирония и внимание к деталям.
Актуальным направлением того периода становится фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) — эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций.
Юрий Кривоносов
В Северном море. 1964
Юрий Абрамочкин
Хлеб целины. 1964
Особенно часто фоторепортеры 60–70-х обращались к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые годы дети остаются детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопаткой (В. Лагранж «Бабуся». 1961), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа». 1970) или играют в хоккей (В. Лагранж «Вратарь». 1961).
Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от этого не менее, а возможно, и более ценными.
Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский
У автомата. Москва. 1969
Кураторам выставки «Советское фотoискусство 60–70-х», удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 1960–70-х годов, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.
Комментариев нет:
Отправить комментарий