четверг, 29 марта 2012 г.

О русском физике, родном отце водородной бомбы

Этот пост посвящаю тем, кто бездумно повторяет еврейские байки о гениальности Эйнштейна, весьма сомнительной.
А также тем, кто столь же бездумно повторяет боннерские байки о гениальности Сахарова, называя его отцом водородной бомбы.
Все они плагиаторы, воры чужих идей и находок.

О русском физике, родном отце водородной бомбы, Олеге Александровиче Лаврентьеве

Родился Олег Лаврентьев в 1926 году во Пскове. Прочитав в 7-м классе книгу "Введение в ядерную физику", он загорелся мечтой работать в области ядерной энергетики. Но началась война, оккупация, а когда немцев прогнали, Олег пошел добровольцем на фронт. Победу юноша встретил в Прибалтике, однако учебу опять пришлось отложить - нужно было продолжить срочную службу на Сахалине, в небольшом городке Поронайске. Здесь он вернулся к ядерной физике.

В части была библиотека с технической литературой и вузовскими учебниками, да еще Олег на свое сержантское денежное довольствие подписался на журнал "Успехи физических наук". Идея водородной бомбы и управляемого термоядерного синтеза впервые зародилась у него в 1948 году, когда командование части, отличавшее способного сержанта, поручило ему подготовить лекцию по атомной проблеме.



- Имея несколько свободных дней на подготовку, я заново переосмыслил весь накопленный материал и нашел решение вопросов, над которыми бился не один год, - рассказывает Олег Александрович.

Кому и как об этом сообщить? В только что освобожденном от японцев Сахалине нет специалистов.

Солдат пишет письмо в ЦК ВКП(б), и вскоре командование части получает из Москвы предписание создать Лаврентьеву условия для работы. Ему выделяют охраняемую комнату, где он пишет свои первые статьи. В июле 1950 года он отсылает их секретной почтой в отдел тяжелого машиностроения ЦК.

Сахалинская работа состояла из двух частей - военной и мирной.

В первой части Лаврентьев описал принцип действия водородной бомбы, где в качестве горючего использовался твердый дейтерид лития.

Во второй части он предложил использовать управляемый термоядерный синтез для производства электроэнергии. Цепная реакция синтеза легких элементов должна идти здесь не по взрывному типу, как в бомбе, а медленно и регулируемо.

Опередив и отечественных, и зарубежных ядерщиков, Олег Лаврентьев решил главный вопрос - как изолировать разогретую до сотен миллионов градусов плазму от стенок реактора. Он предложил на тот момент революционное решение - в качестве оболочки для плазмы использовать силовое поле, в первом варианте - электрическое.

Олег не знал, что его послание сразу же было направлено на рецензию тогда кандидату наук, а впоследствии академику и трижды Герою Социалистического Труда А.Д. Сахарову, который так отозвался об идее управляемого термоядерного синтеза: "... Я считаю необходимым детальное обсуждение проекта тов. Лаврентьева. Независимо от результатов обсуждения необходимо уже сейчас отметить творческую инициативу автора".

В этом же 1950 году Лаврентьева демобилизуют. Он приезжает в Москву, успешно сдает вступительные экзамены и поступает на физический факультет МГУ. Спустя несколько месяцев его вызвал к себе министр измерительного приборостроения В.А. Махнев - так в царстве секретности называлось тогда Министерство атомной промышленности, соответственно, Институт атомной энергии назывался Лабораторией измерительных приборов АН СССР, то есть ЛИПАНом.

У министра Лаврентьев впервые встретился с Сахаровым и узнал, что Андрей Дмитриевич читал его сахалинскую работу, но поговорить им удалось только через несколько дней, опять ночью. Это было в Кремле, в кабинете Лаврентия Берии, который был тогда членом Политбюро, председателем спецкомитета, ведавшего в СССР разработкой атомного и водородного оружия.

- Тогда я услышал от Андрея Дмитриевича много теплых слов, - вспоминает Олег Александрович. - Он заверил меня, что теперь все будет хорошо, и предложил работать вместе. Я, конечно, согласился на предложение человека, очень мне понравившегося.

Лаврентьев и не подозревал, что его идея управляемого термоядерного синтеза (УТС) так понравилась А.Д. Сахарову, что он решил ее использовать и вместе с И.Е. Таммом тоже начал работать над проблемой УТС. Правда, в их варианте реактора плазму удерживало не электрическое, а магнитное поле. Впоследствии это направление вылилось в реакторы под названием "токамак".

После встреч в "высоких кабинетах" жизнь Лаврентьева изменилась как в сказке. Ему дали комнату в новом доме, дали повышенную стипендию, доставляли по требованию необходимую научную литературу. Он взял разрешение на свободное посещение занятий. К нему прикрепили преподавателя математики, тогда кандидата наук, а впоследствии академика, Героя Социалистического Труда А.А. Самарского.

В мае 1951 года Сталин подписал постановление Совета Министров, положившее начало Государственной программе термоядерных исследований. Олег получил допуск в ЛИПАН, где приобретал опыт работы в области нарождающейся физики высокотемпературной плазмы и одновременно постигал правила работы под грифом "Сов. секретно". В ЛИПАНе Лаврентьев впервые узнал об идеях Сахарова и Тамма по термоядерному реактору.

- Для меня это было большой неожиданностью, - вспоминает Олег Александрович. - При встречах со мной Андрей Дмитриевич ни одним словом не обмолвился о своих работах по магнитной термоизоляции плазмы. Тогда я решил, что мы, я и Андрей Дмитриевич Сахаров, пришли к идее изоляции плазмы полем независимо друг от друга, только я выбрал в качестве первого варианта электростатический термоядерный реактор, а он - магнитный.

12 августа 1953 года в СССР успешно испытывается термоядерный заряд, в котором используется дейтерид лития.

Участники создания нового оружия получают государственные награды, звания и премии, зато Лаврентьев по совершенно непонятной для него причине в одночасье многое теряет.

В ЛИПАНе был снят допуск, и он лишился постоянного пропуска в лабораторию.

Пришлось пятикурснику писать дипломный проект без прохождения практики и без научного руководителя на основе уже сделанных им теоретических работ по УТС.

Несмотря на это, он успешно защитился, получив диплом с отличием.

Однако работать в ЛИПАН, единственное месте в СССР, где тогда занимались управляемым термоядерным синтезом, первооткрывателя этой идеи не взяли.

Весной 1956 года молодой специалист с необычной судьбой приехал в наш город с отчетом о теории электромагнитных ловушек, который он хотел показать директору ХФТИ К.Д. Синельникову.

Но Харьков не Москва.

Изобретателя УТС вновь поселили в общежитие, в комнату, где проживало одиннадцать человек. Постепенно у Олега появились друзья и единомышленники, и в 1958 году в ХФТИ была сооружена первая электромагнитная ловушка.

- В конце 1973 года я послал в Госкомитет по изобретениям и открытиям заявку на открытие "Термоизоляционный эффект силового поля", - рассказывает Лаврентьев. - Этому предшествовали длительные поиски моей первой сахалинской работы по термоядерному синтезу, которую требовал Госкомитет. На запрос мне тогда ответили, что секретные архивы пятидесятых годов уничтожены, и посоветовали обратиться за подтверждением существования этой работы к ее первому рецензенту. Андрей Дмитриевич Сахаров прислал справку, которая подтверждала существование моей работы и ее содержание. Но Госкомитету нужно было то самое рукописное сахалинское письмо, которое кануло в Лету.

Но вот наконец в 2001 году в августовском номере журнала "Успехи физических наук" появляется цикл статей "К истории исследований по управляемому термоядерному синтезу". Здесь впервые подробно рассказано о деле Лаврентьева, помещена его фотография из личного дела полувековой давности и, самое главное, впервые представлены найденные в Архиве Президента Российской Федерации документы, которые хранились в особой папке под грифом "Сов. секретно". В том числе и предложение Лаврентьева, отправленное с Сахалина 29 июля 1950 года, и августовский отзыв Сахарова на эту работу, и поручения Л.П. Берии... Эти рукописи никто не уничтожал.

Научный приоритет восстановлен, имя Лаврентьева заняло свое настоящее место в истории физики.

Ученый совет ХФТИ после публикации в журнале "Успехи физических наук" единогласно принял решение ходатайствовать перед ВАК Украины о присуждении Лаврентьеву докторской степени по совокупности опубликованных научных работ - их у него свыше ста. Украинский ВАК отказал.

В марте 2004 года в ННЦ "Харьковский физико-технический институт" приезжает президент Украины Леонид Кучма - у Лаврентьева остался снимок на память. В мае выходит указ о присвоении Лаврентьеву почетного звания "Заслуженный деятель науки и техники Украины". А вскоре он защитил-таки докторскую диссертацию, которую написал всего за месяц.

Тема диссертации - предложенные Лаврентьевым электростатические ловушки, которые активно исследуются в США, Японии и Корее. Они используются в технологических процессах, для наработки изотопов в медицине, в системах безопасности при проверке багажа на наличие взрывчатки, наркотиков.

Разработаны проекты использования электростатических ловушек в космических исследованиях в качестве движков и источников термоядерной энергии.

Лаврентьев предложил ряд ловушек с комбинированными полями, добавил к электрическим магнитные поля нужной конфигурации, чтобы обеспечить магнитогидродинамическую устойчивость плазмы. И довел эту серию до логического завершения, разработав концепцию нового термоядерного реактора "Элемаг".

- Все согласятся, докторскую степень соискатель заслужил лет 30 назад, - сказал оппонент диссертанта, член-корреспондент НАН Украины, заместитель директора Института физики Игорь Солошенко.

- В диссертации можно было бы найти недостатки, но я считаю недостойным это делать. Было бы смешно критиковать Лаврентьева, как смешно критиковать Кулибина, который все равно останется Кулибиным, какие бы недостатки с высоты времени мы в нем ни увидели. Более того, диссертант заслуживает гораздо больших степеней. Он заслуживает Нобелевской или хотя бы Государственной премии. Существует Алферовская премия по энергетике - он инициировал целое направление в энергетике!

Удивительно, но идея об удержании плазмы электростатическим полем, отвергнутая "ядерными королями", сохранила значимость. Работы в области, откуда могут выйти малогабаритные термоядерные реакторы, ведутся сейчас в США, Японии и Корее.

Параллельно идут обсуждения, где строить международный реактор ИТЭР с магнитным удержанием плазмы.
Кто прав?
Управляемый термоядерный синтез, казавшийся таким близким в 1950-е годы, остается пока недоступным.

Олег Лаврентьев считал своей главной задачей максимально упростить и удешевить существующие проекты термоядерных реакторов. Ученым разработан новый концептуальный проект термоядерного реактора "Элемаг" на 1 млн киловатт. Он отличается конструктивной простотой, технологичностью, возможностью собирать реактор из унифицированных блоков.

Как дальше будет развиваться драматический многосерийный сюжет, написанный историей науки и страны? Пока неизвестно. Для теоретических исследований достаточно головы, листка бумаги и карандаша, а для воплощения идей в железо нужно государство. Олегу Лаврентьеву звонили бизнесмены с предложением купить готовую установку малогабаритного источника УТС. Согласны на любую разумную цену, но вкладывать средства в разработку не готовы.

10 февраля 2011 г. на 85 году жизни в Харькове умер ветеран Великой Отечественной войны, выдающийся ученый, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины Олег Лаврентьева. Печальная весть пришла из Харьковского физико-технического института, где до последних дней своей жизни работал выдающийся ученый

Источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий