воскресенье, 29 июля 2012 г.

Сиверская смесь - истоки русских

Севрюки (сиверцы, сиврюки, реже севруки) - жители земли, Северщины, потомки славянского племени Северян.
По мнению многих российских историков - Севрюки восточнославянский народ, наравне со Словенами (Новгородцами).
К Северщине в разное время относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский, Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск, Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, и Курск.
Граница Северской земли (и производных - Черниговского, Новгород-Северского и Курского княжества) никогда не была постоянной.
Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, которое являлось его вассалом.



Кстати, говоря, язык "Слова о пОлку Игореве" был близок к некоторым брянским диалектам. "Слово о пОлку Игореве" - это не только превосходный пример древнерусского творчества и исторический памятник, сохраненный для потомков, но и самый, что ни на есть настоящий Севруцский эпос!

Насколько разятся корни Севрюков и Великороссов сказать сложно. Ещё в начале XVI века казаки Азовские и Белогородские запросили у великого князя московского Василия III поселиться кошем под Путивлем - "где казаки называли себя Севрюками". 

Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, знающие каждый степной лог как свои пять пальцев, севрюки являлись форпостом границ Московии. Московские, да и литовские власти охотно нанимали сиверцев на охрану южных рубежей.

Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки со степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течение времени из севрюка такого же хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные. До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на сиверцев была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли.

В Смутное время севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. Москва, дорожившая крепостным правом и ни в коей мере не приемлемая вольного свободолюбивого духа сиверцев, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при всяком удобном случае всячески старалась снизить их численность. Поддержали севрюки и атамана Ивана Болотникова, так что война эта довольно часто называется "севрюковской".

По прошествии Смутного времени и раздела Северщины после Деулинского перемирия, между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Куда же подевались сиверцы? Большая часть из них ассимилировалась в среде украинского и великоросского населения Московии и Малороссии, некоторые осели в восточной Белоруссии, часть стала крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон, дав антропологическую основу Низовым Донцам.
Возникает вопрос: почему севрюки активно вливались в состав Донского казачества? Дело в том, что севрюки - были достаточно мобильной этнокультурной группой, по военной организации и по знанию родной им Великой Степи очень близкая казакам.
Однако, имя севрюков не полностью исчезло с лица земли. Потомки Стародубского казачьего полка (западная Брянщина, до 1917 года - Черниговщина) до сих пор носят это славное имя, скорее всего для того, чтобы обособить себя от значительного пришлого контингента русских староверов, осевших на территории северной Черниговщины, а также заявить о своей "коренной" принадлежности к древним сиверцам.
Ряд исследований, проводившийся в разное время на юго-востоке Брянщины и на Курсщине, выявил среди коренного населения тех мест множество культурных, этнических и диалектических особенностей, резко отличающихся от другого великоросского и малороссийского населения.
О былых временах говорит также множество курганов сиверцев на территории Черниговской, Сумской, запада и юго-востока Брянской областей. Самые известные из них это, пожалуй, курганы в Кветуни (под Трубчевском), а также черниговские курганы.
Антон Ракитин


180 - лет назад произведено массовое переселение тысяч сиверцев на уральские заводы Демидова, на тогдашний уральский "Клондайкк" - (1824-1828 г.г.)

Сиверцы в картинках. Фрагмент старинного костюма

Женщины-сиверянки сохранили орнаменты вышивок

Фото сиверки - хранительницы традиций, проживающей в Брянской области


тот же фрагмент, только отражен по вертикали



Древо жизни 1

Древо жизни 2

Рушники, ширинки, полотенца - орнамент
Общий фрагмент как сиверской, так и уральской вышивки

Свадебный рушник 1
1913
Свадебный рушник 2
1913

Орнамент из уральских музеев


ИЗО мотивы в русском народном костюме


Женская рубаха


Русский народный костюм


Обратите внимание, в рисунке орел двуглавый проглядывает. А рисунок-то очень древний. 
Как вихри - свастики небесные крутят, крутят, да и в крест православный выстраиваются. 
Вот и ответ всем псевдоязычникам. 
Древняя Русь вся была пропитана христанством - читайте "Книгу голубиную".




Чистокровные сиверки. 
Казачки-некрасовки. 
Атаман Некрасов давным-давно вывел людей на жизнь в Турцию. 
Они там сохранили и веру, и свои родовые традиции, и костюм. 
Ткани, конечно, у них такие, какие могли найти. 
Но традиции в костюме сохранены. 
И способ повязывания платка, и серьги, воткнутные в платок, и гамма шелковых лент в костюме. 
Вышивка на мужских рубахах подлинная, аутентичная, старинная. 
Я спрашивала: вышивка вырезается и перешивается на новую рубаху, когда старая порвется.
Поют они тоже аутентиные старинные песни.Счастлив тот, кто их слыхал!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий