пятница, 31 мая 2013 г.

О двух "Вторжениях" Васильева

Пожалуй, есть у нас художник, соединивший эти две эстетики - Константин Алексеевич Васильев.
Прошу обратить внимание на места рождения и смерти художника: 3 сентября 1942, Майкоп (Адыгейская автономная область) - 29 октября 1976, пгт Васильево (Зеленодольский район ТАССР)

Не исконно русская сторонушка, не Средне-русская возвышенность, а Кавказ и Татарстан.

Все его работы - тоска по воображаемому русскому, по такому русскому, которого и в былинах нет.

 Неведомым образом - вот где настоящая мистика - Васильеву передалась немецкая эстетика рацио, которая совершенно чужда русскому иррацио.



Видимо именно по этой причине никогда не любила творчество Васильева - меня аж подташнивает от вида его гламурных холодных дев, манерных и салонных, и столь же ледяных воинов.
Мне зачастую возражают, что Васильев изображал дух, как и положено на русских иконах, потому столько холода в его полотнах.
Ну уж нет! Подобная живопись на самом деле не имеет никаких корней в иконописи, где действительно изображались бесплотные силы, потому они и совершенно условны, и живут по своим собственных законам обратной перспективы.

В нашей культуре есть два русских творца - Гоголь и Васильев - которые понимали, что надо служить России, но сердца их были отданы другим народам - Гоголь обожал Польшу, а Васильев Германию.
Не смотря на это, русскими они быть не перестали.
Ну, разве это не иррацио!
Жить, служить, осознать, принять, смириться, но не любить.

Вспомните, как Гоголь писал о прекрасной полячке: "Он повернулся в другую сторону и увидел женщину, казалось, застывшую и окаменевшую в каком-то быстром движенье. Казалось, как будто вся фигура ее хотела броситься к нему и вдруг остановилась. И он остался также изумленным перед нею. Не такою воображал он ее видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту; но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде; тогда было в ней что-то неоконченное, недовершенное; теперь это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. То была прелестная, ветреная девушка; эта была красавица, женщина во всей развившейся красе своей. Полное чувство выражалось в ее поднятых глазах, не отрывки, не намеки на чувство, но все чувство. Еще слезы не успели в них высохнуть и облекли их блистающею влагою, проходившею в душу; грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь: казалось, все до одной изменились черты ее. Напрасно силился он отыскать в них хоть одну из тех, которые носились в его памяти, — ни одной. Как ни велика была ее бледность, но она не помрачала чудесной красы ее, напротив, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное. И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею".
Ничего подобного он не писал ни об украинках, ни о русских женщинах, лишь пред полькой "благоговейная боязнь".

Васильев создал картину "Вторжение"


Но стоит увидеть эскиз "Вторжения", как станет ясно, кому художник отдал свою безграничную любовь.
Даже небесное воинство восстало против русских и выступает на стороне немецкого рыцарства.


Очень хороший пост на эту же тему. Там еще есть видеоряд, в котором проведена аналогия с фашистскими шествиями и русской иконой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий