понедельник, 23 января 2012 г.


Мексиканская голая собака 



1. Название Ксолоитцкуинтли (по-испански Чолоитцкуинтли) происходит от имени ацтекского бога Ксолотла и Итцкуинтли, на языке ацтеков Нахуатл означающего "собака". Следовательно, два слова вместе означают "собака бога Ксолотла". С мифологической точки зрения Ксолотл - это громадный близнец, Бог близнецов, и в основном, Бог животных и растений, которые растут удвоенными (двойными). Хроникеры отмечают также, что Бог Ксолотл был посыльным (курьером) от богов для разговора с Миктлантекутли (Богом Мира Мертвых). Этот бог не хотел давать Ксолотлу мощи (реликвии), которые могли бы способствовать рождению нового поколения людей. Тогда Ксолотл принял форму собаки и украл очень большую кость и собирался отдать ее своим братьям, но он споткнулся и кость сломалась, ее кусочки были помещены в сосуд и каждое божество принесло собственную жертву, слив свою кровь в сосуд, и из этой массы появилось новое поколение потомков Макеуалес (людей), к которым мы все принадлежим.
2. Великие среднеамериканские культуры верили, что существует рай, куда души мертвых придут после длинного путешествия через Миктлан (Страну Духов). Душа должна пройти через многие места, девять из которых, например, имеют раскаленную лаву. Но в одном из мест, наиболее интересующем нас, мертвый человек должен был пересечь реку, Чихнауапан (девять рек), с этим названием сейчас существует деревня в штате Пуэбла, там душа могла найти собаку, которая была в состоянии помочь ей добраться до другого берега реки без трудностей... но... Собака не могла быть любой породы, это была особая собака, которая принадлежала мертвому человеку, взрослая, ярко-красного цвета; думали, что черная собака не могла помочь мертвому человеку, потому что в соответствии со своим цветом могла загрязнить очищающие воды. Белая собака, можно сказать, чистая, однако, не желающая становиться грязной в очищающих душу водах. В конце этого путешествия мертвый человек представал перед Миктлантекутли (Властелином Мертвых). Совершенно необходимо отметить, что для доколумбовых культур жизнь после смерти была более важна, чем жизнь как таковая.
3. Ксолоитцкуинтли был представителем Бога Ксолотла, Властелина Двойственности, в данном случае жизни и смерти, Был обычай на похоронах убивать одну из этих собак стрелой в рот и хоронить останки вместе с останками человека, веря, что собака проведет душу покойного хозяина на небеса. Хроникер Фрей Бернардино Сахагун писал во Флорентийской Летописи 16-го века: "Они заставляли умершего человека держаться за ярко-красной собакой, а шея собаки была повязана хлопчатобумажной нитью. Умерший сжигался вместе с большим количеством различных предметов, служивших ему, включая орудия (рабочий инструмент), которые должны были служить ему в течение долгого путешествия в рай".
4. Египтяне также представляли своё божество смерти в собачьем обличье - Анубис- с той разницей в данном случае, что он был шакалом.
5. Собака управляет десятым днем Тоналпоуалли в обоих календарях и майи и высокогорья. В основном находят в письменах только изображения голов; наиболее часто встречаемая голова маленькой собачки с черными пятнами и иногда изображение краснобурой, подобной тигру, особи. В 1576 году Фрей Диего Дюран писал о подобном собачьем символе в своей "Книге о Богах, ритуалах и Древнем Календаре": "Десятый знак, который принадлежал десятому дню месяца, был Итц куинтли, что означает Собака..." Для культур Средней Америки характерно то, что люди были от рождения тесно связаны с животными, поэтому у человека, рожденного в день Тонолпоуалли, который имел животное как оберег, её или его характер и судьба попадали под влияние этого животного, Например, человек, родившийся под влиянием оленя должен был быть робким, в то время как родившийся под влиянием собаки "должен быть удачливым и всегда иметь достаточно питья и еды. Предсказано счастье и хорошее будущее, она или он должен быть смелым, великодушным и преуспевающим человеком, должен иметь много детей, быть процветающим и всегда иметь желание помогать своим друзьям..."
6. Основная ценность голых собак базируется на их известной лечебной силе. В соответствии с легендой, сон с голой собакой в течение 4 дней может принести облегчение от множества недомоганий. Они очень рекомендуются из-за их способности снимать зубную боль, колики, ревматизм и все типы суставных и позвоночных болей. Их могут держать аллергики и астматики без риска получить реакцию, вызванную присутствием собачьей шерсти. Другие источники наделяют их способностью вылечивать все, начиная от паралича до сломанных костей. Иезуитские священники, которые жили среди индейских племен в 17-ом, 18-ом веках, рассказали нам, что любой хороший индейский хозяин предлагал своим гостям двух-трех "постельных собак" для сохранения тепла.
7. Как известно, в новом свете, до появления там европейцев, не было крупных животных, которых можно было бы потреблять в пищу. Поэтому, как индейцы ели своих голых собак. Мясо ксолоитцкуинтли считалось деликатесом и, как правило, готовилось для особо значимых церемоний. После прихода европейцев у местных жителей появились привычные для нас домашние животные: козы, коровы и прочие. Но обычай употреблять собак в пищу не исчез, хотя европейцы и пытались ввести на это запрет. Еще несколько десятилетий продолжал существовать так называемый Собачий рынок, на котором продавалось для различных целей (для еды, для жертвоприношений и т.д.) несколько сотен собак еженедельно.
8. Индейская традиция приписывает ксоло способность отгонять от дома "злых духов" и различать колдунов среди людей, давая знать об этом хозяину. Кроме того, ксоло имеет репутацию надежного сторожа, за что и получает свой хлеб от хозяев.
9. Иезуитские священники, жившие в Мексике в ХVII-XVIII веках, рассказывали, что любой хороший индейский хозяин предлагал своим гостям двух-трех ксоло в качестве грелок на время сна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий