Начать хотел бы, как это ни странно, с приятного – как это ни странно, потому что, как правило, мы обсуждаем проблемные вопросы. Со статистики. Попросил подобрать эту статистику наших коллег, которые воспользовались следующими источниками: это МВФ, Еврокомиссия, «Глобал Инсайт», наш Росстат,Минэкономразвития. Попросил сравнить, провести сравнительную характеристику показателей по основным мировым экономикам и по российской экономике, для того чтобы иметь возможность получить объективную оценку того, как мы с вами отработали в прошедшем, 2011 году.
Каковы эти результаты по важнейшим макроэкономическим и по важнейшим социальным показателям? Важнейшим с точки макроэкономики является, как мы с вами знаем, рост валового внутреннего продукта – ВВП. По этому показателю мы занимаем третье место среди ведущих экономик мира, пропустив вперёд себя только Китай и Индию. В Китае рост 9,5%, в Индии – 7,8%, в России – 4,2%. Все остальные страны меньше – я уже не говорю про тех, кто, к сожалению, ушёл в минус: это Греция (минус 5,5%), Япония (минус 0,4%), в еврозоне 1,5% роста, в США – 1,6.
По росту промышленного производства мы на четвёртом месте, пропустили вперёд Китай, Индию и Федеративную Республику Германия. В целом по еврозоне рост 3,2. Еврозона набрала меньше, чем Россия, но «локомотив» европейской экономики, Федеративная Республика Германия показала очень хорошие результаты в сегодняшних условиях – 7,2% роста. У нас с вами 4,7% – в страновом измерении четвёртое место.
Инфляция – важнейший для нашей экономики показатель. Она у нас ещё большая – 6,1%, но это лучший показатель за последние 20 лет для России. За последние 20 лет – самый лучший показатель! И если сравнить с сопоставимыми по структуре экономиками, то в общем выглядит это хорошо. Скажем, у Индии, которую я уже упоминал, у которой заметный рост ВВП и промышленного производства, инфляция составила 9%. У сопоставимой по структуре экономики, бразильской – 6,3%. У Великобритании – 4,5%. В США – 3,5%.
По дефициту бюджетной системы. Должен сказать, что здесь мы уверенно занимаем лидирующее место. Везде дефицит, и заметный. У лидера европейской экономики ФРГ – минус 4,3%. В целом по Еврозоне – минус 6,2%. Есть и, конечно, совсем тревожные вещи: Греция – 10,8%, Испания – 9,3%, Франция – 7,1%, Великобритания – 11,2%, США – 9,6%, Япония – 10,3%. У нас с вами не дефицит: в этом году мы выходим на профицит 0,8%. Почти один процентный пункт ВВП в плюс.
Кроме этого вы знаете по ситуации с госдолгом. В Еврозоне в целом госдолг превышает 80%. Я уже не говорю о Соединённых Штатах Америки, об отдельных странах Евросоюза, о, скажем, Греции, Испании, Италии. У нас с вами госдолг – 10,4% ВВП, при этом внешний долг составляет только 2,5% – практически нулевое значение.
Золотовалютные резервы восстановлены, находятся на очень хорошей отметке – свыше 500 млрд долларов. По этому показателю мы занимаем третье место в мире после Японии и Китая (после Китая и Японии). У нас стабильно держатся резервные фонды Правительства, даже подросли. Фонд национального благосостояния составляет 2 трлн 790 млрд рублей, резервный фонд Правительства – 1 трлн 893 млрд рублей, это 8,7 процентных пункта от ВВП страны.
И наконец, важнейший социально-экономический показатель – безработица. Мы с вами здесь занимаем после Японии, после Китая практически третью позицию, фактически делим её с Бразилией: у нас к декабрю было 6,2% (в Бразилии – 6,3%), а по году, скорее всего, будет где-то 6,2%–6,5%. Это хороший показатель, это полное восстановление докризисного уровня рынка труда. Результат в целом хороший, и он достигнут, конечно, и благодаря внешнеэкономической конъюнктуре, и благодаря целенаправленным действиям и Правительства Российской Федерации, и региональных властей. Это выразилось и в целенаправленном таргетировании инфляции, целенаправленной борьбе с инфляцией по разным каналам – это сдерживание тарифов, это поддержка сельского хозяйства. Отсюда и урожай, отсюда и цены на продовольственные товары осенью этого года. Напомню, что у нас были благоприятные условия, но после двух засушливых лет всё-таки без целенаправленной поддержки сельское хозяйство вряд ли достигло бы таких результатов. А здесь и кредитование льготное, финансирование, здесь и ГСМ по сниженным ценам, здесь и минеральные ресурсы, минеральные удобрения тоже по сниженным ценам и тарифам, здесь и транспортная поддержка, поддержка транспортной системы.
Если говорить по рынку труда, то в этой сфере проделана большая работа и руководителями регионов Российской Федерации (я хочу их за это поблагодарить), и Правительством, теми нашими службами, которые выстраивали систему работы по борьбе с безработицей в 2009, 2010 и 2011 годах. В целом она оправдала себя.
На что хотел бы обратить внимание? Мы, так же как и любое Правительство, своей основной целью всегда ставили – и в будущем так и будет – основной целью повышение уровня жизни граждан: в этом цель любого правительства и деятельности любого государства. Что у нас в этой связи? Мы за предыдущие 10 лет в 2 раза сократили тех, кто живёт за чертой бедности. По нашей системе оценки, сегодня это 12,5% граждан, а было почти в 2 раза больше. Но если переводить это всё на понятный международный язык цифр, то да, у нас это число сократилось в 2 раза, но по международной методике люди, живущие за чертой бедности, составляют у нас примерно 26%. Это пока очень много. Правда, это уже сопоставимо с такими странами, как Греция, Испания: там 20% и 20,7% живущих за чертой бедности. В США, кстати говоря, 18%.
Что касается стран, которые попали в тяжёлое положение, и это особая ситуация, я уже говорил о безработице, то у нас с вами 6,6%, а в той же Испании уже 22%, приближается к 23%. Вы представляете? Почти каждый четвёртый (почти каждый четвёртый!) не работает. В Греции – 17,3%, во Франции – 9,7. Очень много! В США – 9,1%.
Остальное здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий