четверг, 23 февраля 2012 г.

Русский Христос

Лука Лейденский (1489 или 1494- 1533) увидел Христа, искушаемого некой сущностью, злая насмешка и нечистые намерения которой видны по таким атрибутам, как колпак с колокольчиком и когти хищной птицы вместо ступней.
Поза Христа, выполненная в маньеристической манере, его пристальный взгляд на собеседника, отрицательный жест правой рукой - всё недвусмысленно говорит о его выборе. И не только.  Ясно видно, что Христос вступил в диалог с дьяволом.


Русский Христос не вступает в беседу с внешней нечистью. 
Его борьба с тем внутренним темным, что есть в каждом, кто обладает естеством человека. 

В 1869 году, Крамской получает большой заказ на создание иконостаса. Это была уже не первая работа молодого живописца, связанная с написанием икон или росписью православных храмов (сразу после выхода из академии Крамскому в числе прочих художников довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя).
В письме к заказчику иконостаса художник просит разрешения написать Христа необычно, с фонарем в руке, согласно словам Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20).

"Христа в пустыне" Крамской обдумывает целое десятилетие. В начале 1860-х годов, еще будучи в академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворил.


На нем Христос был заперт в длинном узком пространстве холста, что не позволило вложить в полотно ту концепцию, которую мы видим в окончательном варианте, где большую часть пространства захватила пустыня, а человек мал и слаб. 
И лишь сила духа позволяет возвысится над  бесчеловечностью мира. И над искушением этот мир подчинить своей воле.




О своем Христе Крамской писал: "Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, дать ли за Господа Бога рубль, или не уступить ни шагу злу? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.  И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. И вот я однажды... увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье... Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении... Мне стало ясно, что он занят важным для него вопросом, настолько важным, что к страшной физической усталости он нечувствителен... Кто это был? Я не знаю. По всей вероятности, это была галлюцинация; я в действительности, надо думать, не видел его..."

"...я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности".

Нельзя не видеть, что Христос полностью утрачивает свои библейские черты в живописи русских художников XIX века. И приобретает облик русских крестьян.

Крамской далеко не первым в русской светской живописи обращается к теме выбора пути и к образу Христа. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Сюжеты Евангелия, как и Ветхого Завета, давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств. 
Но интересна тенденция, которую мы можем наблюдать у художников той эпохи: начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, что изображают Христа не в божественном обличии, не царем, а ищущим и страдающим человеком. 
Например, Христос Николая Ге в работе "Что есть истина" бессребреник, аскет, бродяга-пророк, ничем  непохожий на писанный в привычной канонической церковной манере Спаситель, Сын Божий. 


"Тайная вечеря"

"В Гефсиманском саду" 

Та же сосредоточенность на внутренних духовных процессах  и в других полотнах Николая Ге: "Тайная вечеря", "В Гефсиманском саду", "Голгофа"
На знойной Голгофе русский Христос не умирает в кротости, он кричит, он вопит в бессильном отчаянии о непонимании и невозможности достучаться до человеческих сердец. 


Александр Андреевич Иванов композиционно решает свое полотно "Явление Христа народу" удивительным образом.
Иванов совершенно отделяет Христа от прочей массы людей, расположенных на переднем плане. 
Христос стоит над ними и вне их. 
Кажется, что Он собирается пройти мимо полуобнаженных фигур.
Он сосредоточен и погружен в свой внутренний мир. 
Художник прямо дает понять, что Христос принадлежит всем нам, а не только этой жалкой кучке последователей. 
Он уже бросил им спасательный круг, который они впоследствии отвергли. 
Теперь забота Его о нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий