воскресенье, 19 июня 2011 г.

Прививка против примитивизма


Айн Рэнд (Ayn Rand)- не дай себя обмануть



Этот пост в общем-то не вписывается в тематику моего журнала, но я все же решила его сделать.
Все дело в том, что на протяжении многих лет жизни в сети я встречаю это имя довольно часто, кто-нибудь из моих западных френдов время от времени предлагает ознакомится с трудами или обсудить "великую русскую писательницу и философа" Айн Рэнд. Сначала я действительно пыталась вникнуть в глубокую суть "новой философии" так поразившей большую часть человечества на языке оригинала, но "великое откровение" меня не увлекло.
И вот , когда мне вновь напомнили о великой Айн Рэнд, предложив посмотреть 
"замечательный фильм " Мы живые", созданный в фашистской Испании и обличающий русский коммунизм", я обратилась к русскоязычной сети, что привело к неожиданному открытию - сеть просто набита восторженными откликами на творения Рэнд. И если восхищения вокруг имени Рэнд - пруд пруди, то критический анализ пришлось поискать. Ну, а раз я его нашла, то можно и записать для памяти, вдруг еще кому-нибудь пригодится.

Начну с того, что для боготворящих Рэнд американцев она  
Russian-American novelist, philosopher , "

На самом же деле Алиса Зиновьевна Розенбаум никогда не была русской ни по происхождению, ни по менталитету, хотя и провела свои детство и юность в России, во времена  революции и гражданской войны.


Именно этот период жизни вдохновил ее на создание книги "Мы живые", а воспоминания о большевистской России - на борьбу против любого проявления  колективизма.
И если что-то она ненавидела больше всего, так это -именно все то, что составляет основу русского менталитета.

Двадцатилетняя выпускница Петроградского государственного университета четко сформулировала для себя главного врага и свято пронесла его образ до конца жизни. Его атрибуты:
И хотя Айн Рэнд всегда утверждала, что борется с большевизмом, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: речь идет о христианстве. Именно в христианстве наиболее выразительно переплелись идея самопожертвования (=альтруизм), общинность (=коллективизм) и вера в чудесное (=мистицизм). Все, что написала Айн Рэнд в своей жизни, каждая строчка ее художественных книг, политических памфлетов и популяризаторско-философских очерков пропитаны безграничной (поистине большевистской!) ненавистью именно к христианству, а уж затем, подспудно, к коммунизму, тоталитаризму и прочим «измам»


"не надо быть профессором теологии, чтобы увидеть в учении Айн Рэнд очевидный анти-христианский пафос. Шесть заповедей Объективизма  последовательно опровергают  главные  постулаты  Нагорной Проповеди.  В 50-х годах Америка была по преимуществу христианской страной. Как могла эта страна, не заметив столь кричащего противоречия,  заглотить ницшианскую наживку, предложенную ей Айн Рэнд, остается непостижимой загадкой.
Вот они, эти шесть правил:
1.  Разум –  единственное орудие познания и единственное руководство к действию;

2. Главная задача человека в жизни –  добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих;

3. Капитализм – высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство – основа всеобщего счастья и процветания;

4. Единственная задача государства – обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное – узурпация власти;

5. Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция – злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.

6. Главный двигатель прогресса – не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены.  Они же величайшие страдальцы современной эпохи.

Дух  Ницше незримо витает  над этим списком из шести пунктов.  Его влияние, тщательно сокрытое от глаз читателя, ощущается в  каждой  написанной ею книге. Любопытно, что сама, она, всегда яростно отрицала какую- либо связь между немецким писателем и собственным творчеством.
 С помощью своих книг она сумела сделать почти невозможное: идеи Объективизма о разумном устройстве общества  стали частью массовой культуры Америки<...>
Существует трудно оспоримое мнение о том, что книги Рэнд лишены каких бы то ни было литературных достоинств.  Для любого, кто прочел хоть бы пару страниц  Толстого или  Бунина,  очевидно, что пластическим, художественным даром она не обладала ни в какой степени. Вы не найдете в ее книгах утонченных достижений психологической прозы 20-го века. <...>

...сопереживая по-голливудски сексапильным  супер-героям и героиням  ее бешено раскупаемых книг, читатель исподволь проникался страстью и накалом речей, в которых приведены доказательства тех самых шести постулатов мировоззренческой философии автора, о которых уже было сказано раннее.  

За свою жизнь Рэнд много написала и много наговорила, зачастую взаимопротиворечащего , зато каждый  может найти в ее работах что-нибудь для себя близкое, потому что говорит она очень много о том, что нужно быть свободным. Юноши и девушки внимательно вчитываются в монологи и диалоги, пытаясь вникнуть в тайную суть, яркие цитаты из книг Рэнд записываются и обсуждаются , в них ищут оправдание собственного эгоизма, максимализма и руководство по жизни. Те, кто уже давно вырос, превратились в бизнесменов и сенаторов, а теорию Рэнд вознесли до степени "величайшей философии - Объективизма", открыли институты для изучения и пропаганды великого учения. Ну, а американская государственная политика обрела "научную базу".


Прелесть объективизма в том, что он легко объясняется на пальцах, легко усваивается и легко вписывается в бытовую мораль Америки. Положения объективизма прозрачны, как заповеди советского пионера:
  • Разум — единственное орудие познания и единственное руководство к действию.
  • Главная задача человека в жизни — добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих.
  • Капитализм — высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство — основа всеобщего счастья и процветания.
  • Единственная задача государства — обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное — узурпация власти.
  • Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция — злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.
  • Главный двигатель прогресса — не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи

«Каждая политическая сила, стремящаяся поработить нацию, каждая реальная или потенциальная диктатура испытывает потребность в существовании меньшинства, из которого делают козла отпущения, на которого возлагают всю вину за неудачи нации и которого используют для оправдания своих диктаторских замашек.
В Советской России таким козлом отпущения была буржуазия, в нацистской Германии — еврейский народ, в Америке — бизнесмены».
Айн Рэнд 


А  есть еще бесчисленные интервью, где Рэнд говорит о том, что налоги нужно платить лишь по желанию, а не принуждению, что пособия вовсе не нужны , оправдывает вторжения в "тоталитарные" страны, объясняет конфликт Израиля и Палестины, как конфликт цивилизованной нации и варваров, возмущенных тем, что им приносят индустриализацию и современные технологии в их загнивающий мир.

А вот - заявление времен маккартизма:

Принцип свободы слова требует … чтобы мы не принимали законы, запрещающие [коммунистам] говорить. Однако принцип свободы слова… не означает, что мы обязаны давать им работу и поддерживать наше собственное уничтожение за наш же счёт.


Пропаганда набирает обороты, и вот мы уже читаем:


25 апреля 2000 года на презентации русского перевода «Атланта» экономический советник Президента РФ Андрей Илларионов заявил, что Айн Рэнд, «один из крупнейших писателей ХХ века и один из крупнейших философов ХХ века», является его кумиром. На вопрос журналиста: «А вы Владимира Путина познакомили? Или, может быть, он уже знаком с этой книгой?», Илларионов ответил: «Книжка стояла в личной библиотеке Президента Российской Федерации еще до того момента, как я оказался советником Президента». <...>
Кроме этого, выясняется, что группа влиятельных почитателей творчества Айн Рэнд до недавнего времени вела активное лоббирование Думы и властных структур на предмет 
включения книг «нашей великой соотечественницы» в обязательную программу средней школы
Я все же надеюсь, что этого не произойдет.


Ayn Rand on Israel and the Middle East


We The Living



Комментариев нет:

Отправить комментарий