суббота, 5 февраля 2011 г.

Русский Бог и Межгалактика


andyspb

Определение нации как одной из всеобщих форм бытия и выражения человеческого
в своей полноте сейчас раскрыто быть не может.
Истина национального заключена в будущем схождении цивилизации и,
если говорить абстрактно, то все мы по нации земляне.
Нынешнее понимание национального можно объяснить на примере детского представления
о возрасте. Ну, вспоминайте. «Пятнадцатилетний старик».
Своеобразие этого ограниченного понимания не отменяет, очевидно, ни возраста, ни нации.
Но само действующее (практическое) определение возраста и, тем более, определение нации
как таковой существенно зависит от состояния субъекта. Грубо говоря, у разных наций
и само определение «нации вообще» существенно различно. Немцы и японцы само
национальное, даже и не как понятие, но как живую среду существования воспринимают
существенно разно.



Не следует, однако, путать становящуюся в многообразии нацию «землян»
и конструкт «общечеловеков». Второе есть выражение преувеличенного, ложного представления
европейцев о своей значимости и своих способностях управления.
Общечеловеки надрываются Ираком. А если говорить общо: стремлением к уничтожению
и поглощению «иного», цивилизаторским изнасилованием окружающей среды.
В этом евроатлантическая правда — пребывание в себе самом, в мире внутреннем и внешнем
для «общечеловека» невозможно, он должен поглощать и переваривать,
перерабатывая мир в упаковку для себя любимого.

Русская проблема национального соразмерна планетарному процессу.
Внутренний глобализм России есть опрокинутый, свернутый Глобализм.
Т.е. «россияне» подобны «землянам». Метафорически поэтому, все земляне — русские,
но они еще об этом не знают.

Говоря чуть более конкретно, столь глобальное и становящееся русское самоопределение
еще не проработано историей до своих сознательных форм, но уже обязано работать,
спасать и сохранять свое будущее.
Поэтому всякие определения, лозунги, проекты, планы и заседания очевидно частичны,
ограничены и убоги. Но нация, как всеобщая форма бытия и практики, не реализует себя
лишь сознательно. Есть и другие инструменты утверждения, они и прокладывают путь
сквозь ограниченность сознательных формулировок.

Исторический русский опыт, скомпрессированный в языке, в культуре,
именно у русских вовсе не сводится к фольклору и «этническому».
Ни в их романтическом возвышении и идеализации,
ни в их дикой карнавальной отграниченности от «цивилизации».
Хотя, как моменты, то и другое входит и выходит очень даже неплохо.
Кокошники, сарафаны и прочая калинка-малинка — милые украшения, ожерелье
на натруженной шее страдающего человека.

Очевидное и все еще актуальное из высших русских достижений:
удивительные прозрения нашей классики XIX века.
Европа все еще «ф шоке».
Внутриевропейская альтернатива все еще пугает европейцев своей мощью,
своей способностью перевернуть и перетолковать европу по-русски.
Отсюда, кстати, и животный, инстинктивный страх перед Россией
как внутренним врагом. За последние годы, спасибо П. и М., много сделано
для терапии этого естественного европейского страха. Но еще работать и работать.

В чем же «истина», в чем русская правда?
Опять же, можно говорить лишь конкретно исторически, ограниченно и неполно.
В специальной русской национальной способности «жить сердцем»,
оформлять и присваивать общественные определения чувства (как Правда, Милость и Справедливость)
с той же глубиной и практической реальностью, как «староевропейцы» оформляют
определения рассудка (напр. Право).

Резюмируя жестко: Русский Бог — Христос, но другой,
как Он разделялся в сомнениях, так и христианство.
Православное сердце Христа все еще живо.

Понятно отсюда, что сегодняшнее существо национального вопроса –
внутренний для русских вопрос о себе. Насколько мы ожирели, озверели
и оскотинились? Не покинул ли нас Он?
Ответить на этот вопрос здесь и сейчас можно единственным способом –
быть русским. Понимая, что это обязывает. Но чувствуя и любя.

Не стоит пренебрегать ограниченными, в т.ч. и «фольклорными» определениями,
и уж точно, не следует их бояться. Но при одном условии: не принимать ограниченное
за универсальное.
Русское — это не медведь и бабалайка.
Русское — это человеческий космос.
Не как пустое пространство с летающими каменьями, а как утверждение землян,
как существование понятия о справедливом среди бездны,
полной звезд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий